Когда мне хочется написать простыню вроде «десять типичных ошибок фикрайтера», я глубоко дышу и останавливаю себя. Потому что дело ведь не в типичных ошибках, а в том, что средний обитатель условного фикбука просто не умеет работать с текстом. Не умеет прописывать образы, строить сюжет, выдерживать стиль. Он вообще слабо понимает, что такое художественный текст и как он работает. Это я ещё не говорю об отсутствие опыта, как читательского, так и писательского.
Я так полагаю, что, когда автор фигачит в начало текста бессвязное описание, он слепо подражает образцам из «взрослых» книжек, не задумываясь о том, какую роль это описание будет играть в его собственном тексте. При виде всего этого я могу только разводить руками, потому что надо начинать не с типичных ошибок, а с каких-то основ. Как в рисовании, когда сперва учатся штриховать и кубики рисовать, а потом уже за людей принимаются.
Я так полагаю, что, когда автор фигачит в начало текста бессвязное описание, он слепо подражает образцам из «взрослых» книжек, не задумываясь о том, какую роль это описание будет играть в его собственном тексте. При виде всего этого я могу только разводить руками, потому что надо начинать не с типичных ошибок, а с каких-то основ. Как в рисовании, когда сперва учатся штриховать и кубики рисовать, а потом уже за людей принимаются.
Но если будет некий текст, про базовое "как надо это делать, чтобы потом не тыкали пальцем" и он разойдется, это может быть полезно для улучшения мира и среды обитания в интернете. ))
Хотя у многих начинающих, имхо, сейчас проблема именно в отсутствии большого читательского опыта, который раньше был все-таки более обычен.
У меня бывает субъективное ощущение, что сейчас очень многие люди учиться не хотят и не умеют.
И так можно практически про всё сказать.
Кимури, мне ещё видится, что даже при наличии какого-никакого читательского опыта, образцам очень тупо и бессмысленно подражают. Вот лет пять назад, кажется, был бум на паланик-стайл, и куча народу писали драбблы в духе Паланика. У кого-то выходило неплохо, но в большинстве фиков это выглядело как литературный тик из-за неуместно насованных в текст парцелляций и внезапного деления на абзацы.
Но если будет некий текст, про базовое "как надо это делать, чтобы потом не тыкали пальцем" и он разойдется, это может быть полезно для улучшения мира и среды обитания в интернете. ))
Так вот дело в том, что я не знаю, как это выразить.
Вроде как надо сказать, что сам по себе художественный текст — это авторские мысли, которые передаются с помощью художественных образов, сюжета и всяких финтифлюшек с формой. Я сейчас даже не говорю об идеях и всё таком, даже если хочется написать... э-э-э... ну, предположим, занавесочную историю о том, как Эд и Рой счастливо живут вместе, всё равно надо отбирать материал и приёмы.
И есть ещё базовые вещи вроде:
антитеза и повтор — два базовых литературных приёма
чистая драма и чистый флафф играют только в очень небольших вещах, в большом фике надо как-то их чередовать, потому что иначе они перестают воздействовать на читателя
любой приём, повторённый слишком много раз, перестает воздействовать на читателя
Sputnik29, Капитан Козетта, я попытаюсь что-нибудь сообразить
А если человек пришел вдруг в фэндом после фильма/мульта, видит как другие пишут и хочет так же, а в анамнезе у него много киношек, а из добровольных книжек Гарри Поттер, Хоббит и Голодные игры, ему очень пригодится какой-то мануал, где на пальцах объясняют, что писать, как рисовать, надо тренироваться, и список как надо и как не надо.
А еще для кучи народа "учиться" означает школьное дрюченье и оценки, и это вбито родителями так,ч то потом отдирается с матом и клочьями в зрелом возрасте. (( А не прокачку уровня мастерства и намерение сделать как лучше.
А еще для многих же любая критика и разбор это очень больно по той же причине, потому что сразу видится навешенная двойка, и с этим вообще извне трудно что-то сделать.
А еще многие в силу неопытности и недообразованности не распознают отличие в КАЧЕСТВЕ критики, и ставят на одну доску "кг/ам" и реально конструктивную критику или отзывы. Каковой, конечно, на порядки меньше.
А еще многие "пишут сердцем", но не мозгами. И отвергают вообще любой отзыв кроме похвального.
А еще многие текстами развлекаются в чистом виде, и никакой учебы и улучшения с этим соотносить не будут и не собираются. Вот кто-то шарфики вяжет чтобы успокоиться, а потом дарит родне и друзьям, кто-то вышивает чтобы отвлечься, а кто-то пишет драбблики, миники и слэшики с той же целью, и на каждое "можно лучше" пошлет нафиг.
ему очень пригодится какой-то мануал - так я и не говорила, что он не нужен. Другое дело, кто его прочтет и воспользуется.
А еще для кучи народа "учиться" означает школьное дрюченье и оценки - да уж, опыт общения с нынешними школьниками заставляет меня хвататься за голову от того, что у них творится. С таким опытом и впрямь всякое желание узнавать новое растеряешь. Какое там мастерство, там натянуть на нужную оценку, сдать и забыть, как страшный сон.
для многих же любая критика и разбор это очень больно по той же причине, потому что сразу видится навешенная двойка - о, это объясняет, почему некоторые особенно эмоциональные авторы на замечание вида "у вас -тся и -ться покосилось" встают на дыбы и кричат "не нравится - не читайте!"
реально конструктивную критику или отзывы - не говоря уже об отличии критики от отзыва.
Eswet, фикрайтер забывает, что он рассказывает историю - тоже замечала. На этот счет, наверное, надо отнести провалы в логике - сквозного действия-то нет, откуда ей взяться.
делает им приключаться и отношаться, но не делает из этого истории - видимо, предполагается, что приключаться и отношаться по определению история. Я сейчас что-то подобное наблюдаю не в фандоме, а в реале. Вместо истории получается в итоге мельтешение персонажей, половину из которых смело можно вычеркнуть из текста - и ничего не изменится.
- решите, какую историю вы хотите рассказать
- определитесь с вашей аудиторией: для кого вы хотели бы писать, кто на самом деле будет читать то, что вы напишете, в чем разница между желаемым читателем и имеющимся
- сформулируйте, что вы хотите сказать читателю и какой ответной реакции добиться (это не про историю, это про идеи)
...и вот только после этого можно говорить о приемах
что до массового появления авторов типа "читал две книги: букварь и синюю, сейчас пишу свое тридцатое хениальное макси", то тут, мне кажется, наложились сразу две тенденции:
- в сфере культурных развлечений книги уступили значительное место фильмам и играм. не потому, что книги стали хуже, а потому что фильмы и игры стали красивее и доступнее. Так что "читал букварь и синюю, считаю себя культурным человеком, давайте поговорим об артхаусе и постмодернизме" - это уже во все поля, хотя моему "книжному" поколению это кажется диким.
- а вот в сфере самовыражения текст, наоборот, даст сто очков вперед любому хобби. Раньше надо было писать от руки или печатать, править, снова переписывать, показать можно было в процессе только знакомым, потом надо было договариваться с издательством, терпеть измывательства редактора, и только потом, может быть, автор получал свой кусочек славы и, возможно, денег. Теперь достаточно иметь компьютер, интернет и аккаунт на фикбуке, чтобы через пять минут после выкладки пролога получить фидбек, а от фильм-мультик на коленке не снимешь, на шитье-бисер нужны расходники. Опять же, сочинения все в школе писали, а что критики недовольны - так сколько великих писателей в прошлом загнобили за правду-матку и гениальность!
От и маемо те, ще маемо.
Тисс, мне кажется, что большую роль играет именно второй фактор. Когда я была мелкой, и никаких интернетов в моей провинции ещё не было, мы писали чудовищные рассказики в тетрадях и показывали друг другу, а теперь вот это всё можно на фикбук выложить.
А вообще школьное "что хотел сказать автор" - оно весьма полезно, если его правильно подавать. Типа, "представьте себе, что ваше творчество изучают в школе - как бы вы посоветовали школьникам отвечать на вопрос, что автор хотел сказать"
Я бы тоже почитала твои советы. Хотя, имхо, основной: думайте, о чем пишите и зачем каждая вещь в вашем тексте.
В конце-концов, у каждого хреново пишущего или не пишущего вовсе есть какие-то проблемы: возможно, начиная с самых основ, вроде структуры текста (и я так чую, что в школе нам много чего не говорили про эту самую структуру).
Возможно, почти по теме
...в общем, лекции про текст от филолога - это круто.
По-моему, это не лучшая идея, потому что то, что таким-то образом писать «нельзя», отложится в голове у новичка, а при знакомстве с произведениями, высоко оценёнными критиками, в которых присутствуют якобы нежелательные приёмы, у него возникнет когнитивный диссонанс. Да и попросту как-то это, эммм, нечестно и неуважительно — ведь даже в школе оговаривают то, что делить на нуль не обязательно и не во всех случаях «нельзя», а законы евклидовой геометрии не универсальны.
а вот в сфере самовыражения текст, наоборот, даст сто очков вперед любому хобби.
Не, у него есть конкурент: сочинение музыкальных композиций в компьютерных редакторах типа FL Studio.
сочинение музыкальных композиций в компьютерных редакторах типа FL Studio
интересно, пойду познакомлюсь)
Гость, в школе, как правило, путают элементы сюжета с композицией. х) Это я про «завязка-развитие действия — кульминация — развязка».
Ну, или самой первой сцены, после которой я понимаю всю натужность и неестественность происходящего. Что, мягко говоря, не особо радует.
Ну, я так думаю, тут дело всё же не в технике письма, а в неком писательском блоке. Ну а вообще ощущение «это не текст, это говно какое-то» очень характерно практически для всех пишущих, просто надо его игнорировать. х)
Пчёлка&,
Не, у него есть конкурент: сочинение музыкальных композиций в компьютерных редакторах типа FL Studio.
к счастью, эта байда не входит в стандартный офисный пакет майкрософта, в отличие от ворда. х)
Я подозревала! (не про фики)
www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/chak-palanik-o...
writercenter.ru/library/dokumentaciya/spravochn...