Хм, мне кажется, или при обсуждении темы «почему пишут фики?» часто упускается самая банальная мысль — что это, блин, выраженная в художественной форме рефлексия по поводу произведения?
Ну, то есть люди уходят в какие-то дебри типа «потому что яойщицы хотят подрочить на смазливых героев», «потому что привлекает мир», «потому что не выдумываются свои произведения» и т.п., когда ответ мне видится куда более простым: фандомное творчество по своему исходному намерению связано с желанием что-то сказать о каноне и о своей на него реакции, начиная от «эти двое героев клёво смотрелись бы вместе» и заканчивая «я не согласна с магистральной идеей произведения». «Здравствуйте, меня зовут анон, и у меня баттхерт от социалки в мувивёрсе «Людей Х», потому что она хуже, чем мафия в Реборне. Судя по тому, что там творится, и Профессор Икс, и Магнето, не способны вообще ни на какие подвижки и примерно с шестидесятых годов вообще никак не изменили положение мутантов, поэтому давайте-ка я напишу фанфик, где они будут нормально заниматься проблемами мутантов, не прыгая в труселях поверх цветных колготок» — к слову, я видела перевод фика с такой интенцией; а ещё я видела два авторских фика, примерно с той же мыслью написанных.
Тут мне, наверное, возразят, что некоторую пишут такую далекую от канона херню, что сложно их заподозрить в какой-то рефлексии по поводу конкретного произведения, но я отвечу, что они так и смотрят/читают канон. Ну, то есть, если посмотреть на отзывы тех же Вождя, Водолея или Шинмайи, становится заметно, что все произведения они видят только через призму собственных тараканов, и фанфики у них в принципе ничем не отличаются от рецензий: точно те же тараканы, только в относительно художественной форме. Просто они так видят.
Ну, то есть люди уходят в какие-то дебри типа «потому что яойщицы хотят подрочить на смазливых героев», «потому что привлекает мир», «потому что не выдумываются свои произведения» и т.п., когда ответ мне видится куда более простым: фандомное творчество по своему исходному намерению связано с желанием что-то сказать о каноне и о своей на него реакции, начиная от «эти двое героев клёво смотрелись бы вместе» и заканчивая «я не согласна с магистральной идеей произведения». «Здравствуйте, меня зовут анон, и у меня баттхерт от социалки в мувивёрсе «Людей Х», потому что она хуже, чем мафия в Реборне. Судя по тому, что там творится, и Профессор Икс, и Магнето, не способны вообще ни на какие подвижки и примерно с шестидесятых годов вообще никак не изменили положение мутантов, поэтому давайте-ка я напишу фанфик, где они будут нормально заниматься проблемами мутантов, не прыгая в труселях поверх цветных колготок» — к слову, я видела перевод фика с такой интенцией; а ещё я видела два авторских фика, примерно с той же мыслью написанных.
Тут мне, наверное, возразят, что некоторую пишут такую далекую от канона херню, что сложно их заподозрить в какой-то рефлексии по поводу конкретного произведения, но я отвечу, что они так и смотрят/читают канон. Ну, то есть, если посмотреть на отзывы тех же Вождя, Водолея или Шинмайи, становится заметно, что все произведения они видят только через призму собственных тараканов, и фанфики у них в принципе ничем не отличаются от рецензий: точно те же тараканы, только в относительно художественной форме. Просто они так видят.
Так это же первейшая детская реакция. Видимо, предполагается, что фанфикеры постарше уже переросли ее. Зря предполагается, конечно
Это дебри?
Enola_hey, нет, дебри — это всё вместе) В смысле, вот та куча причин, которую приводят.
плюс, имхо, кто-то может начать писать фики, потому что атмосфера фандомная тусовка в принципе творческая, возникает не просто желание выразить свое отношение к чему-то, но и найти единомышенников
и слиться в экстазеEswet, ну, мне кажется, что сводить креатив к «валюте» всё же неправомерно. Не в том смысле, что часть креатива этому правилу вообще не подчиняется, а в том смысле, что он одновременно и «валюта», и самовыражение, потому что не так уж много желающих писать/рисовать/делать клипы и коллажи по тому, что не прёт. Часто люди забрасывают долгоиграющие фанфики, например, просто потому, что интерес к канону уже выдохся, хотя продолжение фанфика — это как раз куда более вероятный способ срубить комментов, чем фик по какому-нибудь новому фандому. К слову о самовыражении: возможно, в тусовке реально не хотят самовыражаться оригинально? В смысле, большинство устраивает вся эта система социальных условностей именно потому, что они в ней себя комфортно чувствуют?
А так-то да, давно ведь сформулировано, что фанфикшен - это явление и творческое, и социальное разом, а вопрос о процентном соотношении, видимо, решается в каждом случае индивидуально.
эдакая система свой-чужой, которая позволяет находится в зоне комфорта, дрейфуя по разным фандомам
Вторая - рефлексия, да, я так вижу персонажа/ситуацию/мир. Интересно же поиграть в специально созданные ситуации и сюжеты со знакомыми героями. Желание поставить героя в определенную позу и посмотреть, как он будет себя вести можно сравнить с популярностью сюжета про попаданцев.
А вообще, мне кажется, основная причина - недосказанности в сюжете и описании персонажей. Лично мне всегда думалось, что бурной популярностью гп-фанфикшен обязан именно
убогостьюпустотами в произведении (будь то стиль, мир или психология), которые так и хочется облагородить своимдофига интереснымвидением ситуации.