Немного изменила своему правилу не писать про конкретные книги, кроме классики, но постик про «Дом, в котором...» так и напрашивается.
Я знаю, что от него кривят нос из-за того, что он такой попсовый, но я не люблю этот снобизм, когда «правильная» боллитра должна быть обязательно о том, как унылое говно болтается в проруби, а во время чтения хочется умереть то ли от скуки, то ли от тоски.
Не помню, высказывал ли тут кто-то это мнение, я его в реале слышала.
Я, в общем, не буду обсуждать (и вам не советую), достаточно ли хорошо написан этот роман. Во всяком случае, он написан на достаточном уровне, чтобы попасть в шорт-лист букера, а там даже в самым слабым произведениям претензии совсем не те, что к среднему детективчику.
В любом случае, в боллитре важнее всего то, насколько свежим и оригинальным вышел роман. У Мириам Петросян получилось свежо и оригинально на фоне современной русской традиции. У Гузель Яхиной, о которой я уже писала, тоже.
Имхо, это намного важнее, чем написать солидный роман о том, как очередной мужик от двадцати пяти и до пятидесяти пережёвывает проблемы, уже сто раз пережеванные мировой литературой.
Интересно другое. Мириам Петросян пошла по пути, довольно нетипичному для современной русской литературы: о реальных проблемах она говорит в максимально условной, отвлечённой форме. Напиши она роман про бедных-нищастных детдомовцов в стилерусреал «самую мякотку души обнажаю», вышла бы очередная тягомотина с одноногими собачками, которой в лонг-листах наших литературных премий хоть жопой жуй.
За основу «Дома» Мириам Петросян взяла типичные для подростковой массовой литературы тропы: главные герои — подростки (но, конечно, необычные подростки, которым можно симпатизировать), закрытое заведение, ещё более закрытая группа, в которую попадает новичок, инфернальные близнецы, фантастические элементы, путешествия между мирами, фольклорно-мифологические завороты. Только весь этот набор Мириам Петросян собирает по-своему, потому что «Дом» — это не книжка о том, как тупые школьники Вася и Маша попадают в другой мир, где становятся прекрасными эльфами. Это не эскапистское фэнтези, и я каждый раз улетаю на Плутон, когда слышу о няшном Доме, и няшной Изнанке (читала давно, надеюсь, с названием не напутала).
Имхо, Изнанка — это метафора взаимоотношений домовцев с реальным миром. Они боятся выходить за пределы Дома, боятся, что будут там отверженными, ненормальными, что не смогут прижиться среди обычных людей. Поэтому на Изнанке они в общем-то самые обычные местные жители, и Изнанка для них — мир полного приятия, где их никто не будет считать уродами. Кстати, если я не ошибаюсь, Слепой и на изнанке был слепым. Полагаю, то из-за того, что он такой от рождения, и просто не мог придумать, как бы оно по-другому было, поэтому он просто выбрал другой облик, который позволяет полагаться на слух и запахи.
Вне Изнанки, кстати, прижились-то как раз те, кто отличался прагматичностью и до этого (Черный, Сфинкс), и Курильщик, который не так много пробыл в Доме. А как раз те, кто считал, что им идти в реальном мире вообще некуда, либо сбежали на Изнанку, либо пытались в реале устроить Изнанкус блэкджеком и шлюхами.
Непривлекательность Изнанки как раз объясняется тем, что её породило воображение детей и подростков с не особенно здоровой психикой (ещё бы она у них была здоровой при таком анамнезе).
И напоследок: читая «Дом, в котором...» вы, наверное, заметили, что инвалидность героев никак не педалируется. В этом вся фишка — внутри «Дома», который при всей своей упоротости всё же приспособлен для ивалидов, они чувствую себя нормальными. Они как раз не инвалиды там,а боятся они того, что во внешнем мире будут ущербными.
Я, конечно, не уверена, что Мириам Петросян на самом деле думала о таком, когда садилась писать, но она талантливая писательница, поэтомуматериала для СПГСа достаточно там много что можно накопать.
В комментах можно поговорить, но давайте без «кококо, это попсовая херня для дивнюков» или «да это же круче толстоевского и пушкина!».
Я знаю, что от него кривят нос из-за того, что он такой попсовый, но я не люблю этот снобизм, когда «правильная» боллитра должна быть обязательно о том, как унылое говно болтается в проруби, а во время чтения хочется умереть то ли от скуки, то ли от тоски.
Не помню, высказывал ли тут кто-то это мнение, я его в реале слышала.
Я, в общем, не буду обсуждать (и вам не советую), достаточно ли хорошо написан этот роман. Во всяком случае, он написан на достаточном уровне, чтобы попасть в шорт-лист букера, а там даже в самым слабым произведениям претензии совсем не те, что к среднему детективчику.
В любом случае, в боллитре важнее всего то, насколько свежим и оригинальным вышел роман. У Мириам Петросян получилось свежо и оригинально на фоне современной русской традиции. У Гузель Яхиной, о которой я уже писала, тоже.
Имхо, это намного важнее, чем написать солидный роман о том, как очередной мужик от двадцати пяти и до пятидесяти пережёвывает проблемы, уже сто раз пережеванные мировой литературой.
Интересно другое. Мириам Петросян пошла по пути, довольно нетипичному для современной русской литературы: о реальных проблемах она говорит в максимально условной, отвлечённой форме. Напиши она роман про бедных-нищастных детдомовцов в стиле
За основу «Дома» Мириам Петросян взяла типичные для подростковой массовой литературы тропы: главные герои — подростки (но, конечно, необычные подростки, которым можно симпатизировать), закрытое заведение, ещё более закрытая группа, в которую попадает новичок, инфернальные близнецы, фантастические элементы, путешествия между мирами, фольклорно-мифологические завороты. Только весь этот набор Мириам Петросян собирает по-своему, потому что «Дом» — это не книжка о том, как тупые школьники Вася и Маша попадают в другой мир, где становятся прекрасными эльфами. Это не эскапистское фэнтези, и я каждый раз улетаю на Плутон, когда слышу о няшном Доме, и няшной Изнанке (читала давно, надеюсь, с названием не напутала).
Имхо, Изнанка — это метафора взаимоотношений домовцев с реальным миром. Они боятся выходить за пределы Дома, боятся, что будут там отверженными, ненормальными, что не смогут прижиться среди обычных людей. Поэтому на Изнанке они в общем-то самые обычные местные жители, и Изнанка для них — мир полного приятия, где их никто не будет считать уродами. Кстати, если я не ошибаюсь, Слепой и на изнанке был слепым. Полагаю, то из-за того, что он такой от рождения, и просто не мог придумать, как бы оно по-другому было, поэтому он просто выбрал другой облик, который позволяет полагаться на слух и запахи.
Вне Изнанки, кстати, прижились-то как раз те, кто отличался прагматичностью и до этого (Черный, Сфинкс), и Курильщик, который не так много пробыл в Доме. А как раз те, кто считал, что им идти в реальном мире вообще некуда, либо сбежали на Изнанку, либо пытались в реале устроить Изнанку
Непривлекательность Изнанки как раз объясняется тем, что её породило воображение детей и подростков с не особенно здоровой психикой (ещё бы она у них была здоровой при таком анамнезе).
И напоследок: читая «Дом, в котором...» вы, наверное, заметили, что инвалидность героев никак не педалируется. В этом вся фишка — внутри «Дома», который при всей своей упоротости всё же приспособлен для ивалидов, они чувствую себя нормальными. Они как раз не инвалиды там,а боятся они того, что во внешнем мире будут ущербными.
Я, конечно, не уверена, что Мириам Петросян на самом деле думала о таком, когда садилась писать, но она талантливая писательница, поэтому
В комментах можно поговорить, но давайте без «кококо, это попсовая херня для дивнюков» или «да это же круче толстоевского и пушкина!».
Вместе с тем, идея и исполнение действительно оригинальны и удачны с точки зрения разжигания читательского интереса. Мне читать было скучновато, но в подростковом возрасте мне, весьма вероятно, книга зашла бы на ура.
(А ещё я тот анон, который написал, что после Дома не может больше никакие другие книги читать.)
Мне особенно понравилось, что ваш взгляд на Изнанку совпадает с моим — нихрена она не няшная и не "благая" и не какая-то там хорошая ещё.
А ещё вы не написали тут, но два момента вызвали у меня вопросы.
Каков ваш взгляд на то, что Ральф ушёл на Изнанку в конце книги? Как вы могли бы это объяснить с вашей позиции (которая, несмотря на схожесть мнения об Изнанке, в целом очень сильно отличается от моей)?
И вот это: Вне Изнанки, кстати, прижились-то как раз те, кто отличался прагматичностью и до этого (Черный, Сфинкс) А Рыжий как же?)
Ещё раз спасибо, прямо бальзам на душу)
Гость, имхо, Ральф слишком «потонул» во всём этом. То есть Черный и Курильшик по разным причинам были слишком отсранены от этой компании, Сфинкс — слишком крепко стоял на земле, чтобы свалить на Изнанку, а Ральф, как мне показалось, увяз в этом по самую макушку.
А Рыжий как же?)
А про этих я как раз говорила, что они пытались создать свою Изнанку) Насколько я помню, Рыжий и все остальные, кто не смог по каким-то причинам уйти на Изнанку, жили коммуной подальше от цивилизации (пытаясь по факту сохранить домовскую общину за его пределами)?
Надо бы перечитать текст, конечно, наверняка там найдётся какая-нибудь менее эфемерная разница между всеми этими категориями.
А что ты думаешь по этому поводу, анон?
Про Сфинкса я кстати, думаю, что он хлебнул на Изнанке дерьма, и сбегать туда не хотел ну никак, и в риаллайф ему даже с "граблями" (протезами) было лучше, чем там. Вот почему он, уже достаточно устроенный в Доме, сконструировал для себя такой вариант событий... не очень понимаю.
А у меня слишком уж влюблённый, фанатский, фанонный и неканонический взгляд на эти события, чтобы его тут озвучивать — тут всё-таки пост не о пейрингах и не о шипперском счастье (или, точнее, несчастье — в моём случае), а о книге.
Про Сфинкса я кстати, думаю, что он хлебнул на Изнанке дерьма, и сбегать туда не хотел ну никак
плюсану по обоим пунктам.
(предыдущий анон)
Впервые вижу такое мнение и очень удивлена. У Петросян, имхо, как раз-таки очень чувствуется авторская индивидуальность. Дайте мне таких крепких середнячков в мой фандом, фидбеком закидаю
Мне даже интересно, откуда? Моя мама тоже Дом нишмагла, и тоже оттого, что словила там атмосферу тотальной безнадёжности: она так и сказала, отдавая мне книгу, мол зачем ты мне подсунула настолько тяжёлое произведение, я прочла две главы, и мне захотелось пойти удавиться. Мне по прочтении Дома хотелось петь и летать, но никак не удавиться (разве что только потому, что книга такого уровня одна, и других не найти).
Это даже интересно, как по-разному воспринимают книги читатели.
Ну, атомосфера жестокой несвободы и брошенности там с самого начала, и это сильно давит. Потом появляются все эти игры с Изнанкой, но они как-то не спасают, потому что изнанка-изнанкой, а несвобода всё равно вот она, туточки, при чём везде - ни на ноги не встать, ни выйти никуда. Кроме как на Изнанку, которая вообще то ли есть, то ли коллективные глюки, чтобы хоть как-то компенсировать трындец.
Я помню, была сцена, когда мальчик и девочка играли в мячик, но не могли поговорить, от которой мне захотелось что-нибудь раздолбать, желательно, всю эту систему. Вот через какое-то время после неё я совсем нишмагла.
А! Вспомнила. Там ещё Чёрный начал рассказывать Курильщику, какой Слепой, кажется, мудак (или про кого он там рассказывал). Мне стало совсем печально, потому что вот и так всё плохо, а теперь выясняется, что нормальных людей вообще не осталось. В общем, всё сложилось и я сказала "ненене".
Так Чёрный же как раз и остался, Курильщик тот же самый...
Моя мама тоже - прочитала одну главу, и сказала, что не может читать про безнадёгу и безногих собачек. Убедить, что вообще-то безногие собачки там только по названию, а сами они вполне отлично справляются без ног, не удалось.
вфикса, смотрит на тех, кто считает мудаком Чёрного, с недоумением))Слепой как по мне просто отмороженное существо, которое с трудом можно считать человеком, а Сфинкс просто нечто невнятное, выросшее из ясноглазика - опять же, как по мне.
трудом можно считать человеком, а Сфинкс просто нечто невнятное, выросшее из ясноглазика
Мудак - это вневозрастное и с умом не связано. Чёрный - вожак-слабак, который нуждается во власти но при этом не способен её грамотно удерживать, отсюда и мудачизм. Это, собственно, имхо, единственный понятный и цельный образ книги
и кто не с ним, те чмо)
Не просто чмо, а подлежат уничтожению - моральному, или переработке. Но чётко дана только часть с ясноглазостью, Сфинкс-взрослый дан нечётко и смутно. Первое лицо не спасало.
При чтении меня постоянно удивлял тот факт, что во время детства Кузнечика ни о какой Изнанке речи не было. Только слова про Лося и Слепого; что Слепой чуял ее, но молчал.
Здрасьте.
А жизнь Кузнечика и Слепого, их конфликты, появление Чумных дохляков, как Кузнечик в лазарете валялся - это все вполне себе реальное.
Седой разве что, и Ведьма, но для меня это было из разряда баек и легенд в пионерлагере. По Седому вообще было видно, что он все накрутил, а потом думал, как выкрутиться, заставить Кузнечика самого соскочить со всей этой темы.