Сейчас тут будет пост, основанный на моих личных впечатлениях (естественно, официальной статистики у меня нет, не упс, тут нужно масштабное исследование) пополам с воспоминаниями о вопросах, которые волнуют дайри-мультифандом уже стопицот лет.
читать дальшеЛично я отношу фанфикшен к массовой литературе. Будем считать, что это один из её жанров.
Тут можно, конечно, возразить, что в самом фанфикшене полно жанров, он очень неоднороден — но также неоднородна и фантастика. Фантастика может быть романтической приключенческой, мрачной («темной»), юмористической, она даже фэнтези, нф, социальной фантастикой и так далее может быть — и ничего.
Фанфикшен с массовой литературой объединяет вот что:
— основная масса текстов среднего качества и ниже;
— языковое однообразие (если вы ходили на бартер на ФБ, то понимаете, о чём я);
— много застывших форм (сюжеты, которые кочуют из фандома в фандом, вплоть до «подставьте любые имена»; готовые сюжетные схемы в одном фандоме: северитус, дамбигад, малфойвжопизм);
— ориентированность на то, чтобы читателю было комфортно.
Помнится, был несколько лет назад небольшой срач (хотя периодически этот спор разгорался с тех пор, как я пришла на дайри, может, и раньше он был) по поводу шапок к фанфикам. Началось всё с ране, которая заявила, что фандом выглядит как супермаркет, где ты выбираешь подходящие продукты, и это не имеет ничего общего с настоящей литературой (тм). Ну и понеслось.
На самом деле настоящая литература (тм) только так использует систему маркеров, которой у нас нет по той простой причине, что мы свои фанфики не издаём.
В систему маркеров входят такие: издательство, серия, обложка, аннотация, название, а время от времени даже псевдоним автора. Вполне соответствует нашим шапкам (последние, на мой взгляд, даже честнее).
Говоря о фанфикшене, важно помнить, что он — порождение современной эпохи авторских прав на произведение. Фанфик отличается от текстов, написанных в качестве части франшизы (вот эти стопицот романов по «Звездным войнам», например), тем, что не предполагает договора с правообладателем — и печатать его поэтому нельзя.
Куда тоньше различие с теми текстами, которые по попадают под закон об авторских правах: всякие там пародии, переосмысления и т.п. Имхо, оно выражается в том, что фанфикеры, как правило, просто заимствуют что-то из канона, не переосмысляя его. Есть, конечно, и фанфики, пародирующие канон: «Терминатор» или «AMD'овский камень» из этой серии. Ещё реже фанфикшен берёт историю канона и вкладывает в неё совсем другой (или просто какой-нибудь свой) смысл (из «больших» писателей так сделали Гете и Байрон, пересказав «Фауста» и эпизод из «Ветхого завета» с точки зрения романтического мировоззрения: романтик Байрон оценивает поступок Каина совсем не в библейском духе; то же сделал Пушкин с историей Моцарта и Сальери — хотя это уже ближе не в обычному фанфикшену, а к рпф, лол; примеры, конечно, не подходят для случаев с авторскими правами по вполне определённой причине, но демонстрирую сам механизм). Так что тут стоит сформулировать специфику фанфикшена так, наверное: фанфикшен заимствует персонажей и/или мир канона, не переосмысливая их (хотя изменять может).
А теперь перейдём к жанровым чертам фанфикшена.
Начну издалека.
Помнится, сто лет назад огромный срач вызвал пост вроде бы kurofordo о том, что фанфикшен рилейшншипцентричен. Название очень громоздкое, но в целом, на мой взгляд, точное: большая часть фанфикшена построена вокруг персонажей и их отношений. Единицы фандомов могут похвастаться фанфиками, где в каноническом мире действуют только оригинальные персонажи, а канонические максимум пробегают на втором плане (и чтобы эти фики были больше драбблика, естественно). Зато в любом фандоме найдётся миллион аушек. Вы слышали эту шутку о мизераблефандоме? По фикам мизераблей можно подумать, что их канон о современных студентах Сорбонны, борющихся за права ЛГБТ. Это скорее любопытный феномен, чем тенденция (в смысле, когда фандом на 80% состоит из аушек с заменой мира), но факт: аушек много, а вот персонажи почти везде сохраняются.
Итак, первая особенность: сосредоточенность на персонажах и отношениях между ними.
Вторая особенность: одна огромная фигура умолчания повсюду.
Фанфики пишутся с расчётом на то, что читатель в курсе. Он знает всех персонажей, представляет, как они выглядят и где живут, в курсе их биографии, знает мир канона, его социальное устройство и уровень сходства с нашим миром, а если фик написан по какой-то части канона, то читатель хорошо знает и сюжет этой части.
Из этого вытекает характерная манера фанфиков, когда даже в длинном тексте нет традиционной экспозиции, а короткие тексты могут по факту не иметь ни начала, ни конца, потому что они как бы встроены в тот или иной эпизод канона, и предполагается, что читатель знает, как всё начиналось и чем закончится. В клиническом случае получается так, что герои висят на фоне условной декорации «комната героя Х» и отношаются.
Но печальнее всего смотрятся оригинальные тексты, написанные в том же духе, когда ты читаешь и вся такая: «ВТФ? Кто все эти люди? Какого хрена тут вообще происходит?». «Арлы» как яркий пример такого подхода.
И вот этим повальным умолчанием, имхо, объясняется то, что в фандоме очень мало людей умеют нормально прописывать мир и персонажей (не только средствами речевой характеристики и поступками), практически не владеют портретом и пейзажем.
Третья особенность: полное равнодушие к быту и действительности. По большей части художественная реальность фанфикшена — это набор эскапистских картинок.
Я сейчас говорю не о «реализме» как его понимают в слэшных фичках и ориджах: когда один гопник ебёт другого до разорванного в кровь ануса в грязной подворотне, а потом бьёт по роже. Я говорю о пренебрежении бытовыми деталями: мир вокруг героев по большей части очень условен, а в некоторых фандомах считается дурным тоном (ну, я это хорошо помню в одном, и в другом вроде бы тоже было, но помню плохо) рассказывать о (без)духовной жизни персонажей: упоминать, что он любит, какие книги читает, какие фильмы смотрит. Вроде как «фу, автор свои вкусы навязывает». Справедливости ради хочу сказать, что, когда иной фанфикер начинает рассказывать о предпочтениях персонажей, получается какой-то дикий набор типа «он любит дорогие трусы и Бегбедера»,
Кстати, это же свойственно и для плохого фэнтези.
Четвёртая особенность: «женский взгляд».
Это относится по большей части к слэшным фикам, но такое бывает и с преслэше, и в джене. Мужчины-герои похожи по большей части на лесбиянок в лесбипроне для мужиков и имеют мало отношения в реальным геям и бисексуалам. Они обычно сексуальны, причём их сексуальность замечается другими персонажами, в текстах часто можно найти сексуализированные описания мужчин.
Пятая особенность, которая относится только к слэшному и гетному фанфикшену: свободное выражение женских эротических фантазий.
По факту в фанфикшене женская сексуальность существует сама по себе, а не так, как предписывает общество — лишь в приложении к мужской сексуальности. Этим объясняется большое количество порнографических фанфиков, в том числе и всевозможных макси с сюжетами уровня порно про сантехника, где 80% теста — задорная ебля между двумя крайне сексуализированными мужиками, которая лишена неприятных физиологических подробностей. Фанфикшен куда свободнее обращается с темой секса, чем печатная литература, и, в отличие от неё, упругих сисек и мини-юбок в фанфикшене не найдёшь. И не только потому, что всегеи, а потому, что фанфикшен обслуживает именно женскую сексуальность, который по большей части наплевать на женские сиськи.
Наверняка можно привести достаточно текстов, которые выбиваются из этих характеристик, но литература вообще вещь такая: ни одна классификация не может быть абсолютной. Скажем так, это действует для большинства фандомных текстов среднего уровня.
И кто ещё не видел, как я осуждаю онанинзм на «стилистику», осужу ещё раз.
В мультифандоме почему-то бытует мнение, что если исправить в фике стилистические косяки, поставить все запятые по Розенталю
Яркий пример такой повёрнутости — недавний срач о «тормозящих рыцарях». На самом деле, если текст увлекательный и реалии средневековья там более-менее соблюдены, то никто на этих единичных «тормозящих рыцарей» не обратит внимания, а если там средневековый монах читает книжку, валяясь на кровати в сапогах (справедливости ради, пример не из фанфика, а из печатного фэнтези), то проблема явно не в тормозящих рыцарях.
Я понимаю, что некоторым филологам, как и мне, впрочем, нравится онанировать на всё это чисто из любви к искусству, тут важно себе отдавать отчёт, что писать фики вполне можно без чтения монографий лингвистов и литературоведов, а при правке фиков не обязательно закапываться в дебри редактуры, пытаясь сделать из говна конфетку (всё равно не получится). И уж тем более не надо писать в Спортлото, если автор не принял правки беты.