15:33 

Анон с простынями
У русской классики печальная какая-то судьба. В смысле, после школы практически все о ней думают что-то такое: «Господи, да почему они такое говно унылое писали все, а?!». А перечитывая русскую классику уже лет в тридцать, сорок, понимают, что не такая уж она и унылая.

Дело, как мне кажется, вот в чём.
Корпус русской классики, изучаемой в средних и старших классах, по большей части состоит из реалистических романов девятнадцатого века. Есть ещё «Тихий Дон» — огромный, тяжёлый и депрессивный. Всё более-менее интересное обычно небольшого объёма и/или проходится до 7го класса.
Что с этим делать? А хз.
Русская литература в девятнадцатом веке действительно пережила расцвет. До этого она была какая-то мутная для европейской цивилизации (напоминаю, художественная литература начала в России развиваться только в 18 веке, до этого её толком и не было), а в 19 веке КАК ПОПРЁТ. Вряд ли вы когда-нибудь услышите от иностранца об Озерове (ладно, о нём обычно только русские филологи помнят), Фонвизине, Державине, Карамзине, даже Жуковском. Зато все знают Достоевского, Толстого, Чехова. Многие знают Тургенева и Пушкина. И в школе надо эти вещи изучать, куда от них денешься. Не растягивать же на всю программу старших классов «Серапионовых братьев».
А после девятнадцатого века, кстати, стало вообще как-то уныло. Коротко полыхнул Серебряный Век (оставив по большей части только поэзию), а потом задорный разгул начала СССР — и всё, уныние и тлен. Даже в хороших произведениях — всё равно уныние и тлен за редкими исключениями вроде Василия Тёркина. У меня такое ощущение, что в двадцатом веке — да и до сих пор — наши писатели считают увлекательность недостатком произведения.
Вот есть, например, классик канадской литературы двадцатого века Робертсон Дэвис. У него в книгах бесконечные путешествия, действие происходит то в какой-нибудь чудовищной канадской провинции, то в известных университетах, то в замках старой аристократии, то в Лондоне, то в Оттаве. Герои подделывают картины, доводят других героев до самоубийства, интригуют, сбегают в бродячий цирк... И ничего, знаете, Дэвиса это до уровня Майерс не спустило. А наши как будто боятся, что, если в их произведениях будет происходить что-то интересное, они сразу мутируют в Донцову или Бушкова.


Ладно, я отвлеклась.
Проблема в том, что реалистические романы мало интересны подросткам. Прекрасно помню свои школьные впечатления от них: «В грузчики бы этих занудных аристократических козлов, меньше унылых страданек будет». Может, тут есть уникумы, которые поняли всю палитру переживаний Анны Карениной, но я не помню, чтобы у нас в школе такие нашлись.
В 15-18 лет, как правило, всем были интересны фантастика, приключения, лихо закрученные сюжеты, ДРАМЫ (причём понятные, без всяких там конфликтов общества и человека, чтобы умирали, предавали и т.п.), яркие эмоции в тексте, всякие «запретные темы»: насилие, ебля, натурализм в духе американской прозы второй половины двадцатого века (ну да, через наши руки проходили оранжевые книжечки «Альтернативы»). Хоть немного эти запросы покрывал разве что Бунин (эротизмом) и Шолохов (трэшаком и насилием). Но «Тихий Дон» слишком уж длинный.

Ну и давайте опять списки посоставляем.
Что есть такое в русской литературе (любого века, начиная хоть с ПВЛ), что было бы интересно в конце средней школы и в старших классах. Средней паршивости массовая литература (Белянин, Громыко, Емец, тысячи их) не принимается.

@темы: простыни, поговорить

URL
Комментарии
2015-06-12 в 15:52 

Алиса Димина
Добрым словом и гипошприцем с успокоительным можно достичь большего, чем добрым словом и световым мечом.
Маршак. Я всегда удивлялась, почему его эпиграммы и стихи о войне не давали даже упоминанием на уроках.
Еще я как раз в старшей школе полюбила Островского и, на мой взгляд, у него есть куда более хорошие вещи, чем "Гроза".
Еще кому-то будут интересны Стругацкие сотоварищи, но это же не считается?

2015-06-12 в 15:53 

Kinn
Ну, "Слово о полку Игореве" - но только для подготовленного читателя. Вот вроде меня :-) я как в шестом классе прочитала, так меня и повело. Но я читала сразу несколько параллельных текстов - собственно древнерусский оригинал, перевод Лихачева и все наличные поэтические переводы.

А так, если не занудствовать... "Дубровский" - приключенческая повесть про разбойника же. Ну русский же Вальтер Скотт! И только школьное занудство убивает эту вещь. "Повести Белкина" - "Метель", "Выстрел". Поэмы - это для тех, кто научился воспринимать поэтическую речь, конечно.

Лермонтов - "Герой нашего времени". Тоже ведь приключения, прекрасная горянка, дуэль, интрига, романтический герой.

Даже у Толстого есть "Кавказский пленник", с экшеном и саспенсом.

2015-06-12 в 16:01 

troyachka
TRAVELLER IN TIME AND SPACE seeks male or female companion with good sense of humour for adventures in the Fourth and Fifth Dimensions. No experience necessary. No time wasters, no space wasters please
Да Булгаков тот же. Хотя мне "Бег" нравился больше, чем МиМ.
Войнович еще. Довлатов.

2015-06-12 в 16:10 

everything_is_gonna_be_alright
oh my little sister don't shed no tears
Замятин. Домбровский. Искандер.Шукшин.Думбадзе. Отлично же для подростков.

2015-06-12 в 16:22 

Алиса Димина
Добрым словом и гипошприцем с успокоительным можно достичь большего, чем добрым словом и световым мечом.
Kinn, кстати о поэмах Пушкина, они, по-моему, отлично подходят для приобщения к поэтической речи.

2015-06-12 в 16:24 

Алексей Толстой еще умел в экшен.

URL
2015-06-12 в 16:27 

Вроде как раз в средних классах были прочтены "Три толстяка" Олеши, а позже все остальное из сборника избранного, и мне Олеша очень полюбился.
"Слепой музыкант" Короленко понравился.
Из Гоголя совершенно добровольно и многократно перечитывались "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Вий", ни "Ревизор", ни "Тарас Бульба", ни "Шинель" и "Нос", которые полагалось прочесть, так и не были осилены целиком никогда, только пролистаны.

URL
2015-06-12 в 17:13 

Prue Stevens
Ожидай неожиданного, и ничто не застанет тебя врасплох (с)
Хмм... а интересная задачка.
Помнится, была у меня в школе подруга, которая говорила, что из всей программы старших классов по-настоящему её увлёк лишь Тургенев, точнее, "Отцы и дети".
Мне самой запомнились лишь Куприн ("Олеся"), немного Чехов, "Колымские рассказы" Шаламова (ШОК-КОНТЕНТ! СЕНСАЦИЯ!). Если подумать, то в подростковые годы более-менее шёл Пушкин ("Капитанская дочка", к примеру, первая книга из школьной программы, которая действительно увлекла). А так... читала я всегда много, но совсем не то, что проходилось в школе.

2015-06-12 в 17:18 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
В 15-18 лет, как правило, всем были интересны фантастика, приключения, лихо закрученные сюжеты, ДРАМЫ (причём понятные, без всяких там конфликтов общества и человека, чтобы умирали, предавали и т.п.), яркие эмоции в тексте,

Вот мне за это вполне искренне нравилось программное "Преступление и наказание". Там и страсти в клочья, и сюжет напряженный -- интересно, чем кончится, и глубокий философский смысл, как раз такой как занимает в 15 лет. Тварь ли я дрожащая или право имею? -- очень интересный вопрос!
И Некрасов с его прямолинейным гражданским пафосом и ДРАМОЙ в каждом сюжете.
Остальных программных писателей я ценила в основном за этнографическую информацию -- как там жили в девятнадцатом веке все эти помещики, крепостные, разночинцы... Очень полезное приложение к русской истории, с такими иллюстрациями она живее и понятнее. А так чтобы что-то очень нравилось, но не попало в школьную программу... даже не знаю. Вот разве что "Обрыв" намного интереснее "Обломова".

Но я, кстати, не разделяю идею, что под детей надо подстраиваться. Наоборот, пока у них мозги гибкие, надо успеть скормить им самое сложное. Дети все прожуют -- критический реализм, футуризм, сюрреализм. (Нет, не все. Платонова я в школе не поняла. Но я хотя бы попыталась!) Во старшем возрасте это тяжелее воспринимать, если не было детского опыта врубания в непонятное и чуждое.

2015-06-12 в 17:40 

Вот мне за это вполне искренне нравилось программное "Преступление и наказание".
Когда "Преступление и наказание" проходили, искал, нет ли его дома, но вместо них нашлись "Униженные и оскорбленные", которые и были радостно проглочены.

URL
2015-06-12 в 17:46 

Вразнобой:
Пушкин. И стихи, и "Евгений Онегин", и "Повести Белкина"... И "Арап Петра Великого", и "Бахчисарайский фонтан", и что только не.
Булгаков - МиМ, "Белая гвардия", рассказы разные.
Если Стругацкие вдруг считаются, то Стругацкие.
Если считается Пантелеев, то "Республика ШКИД", "Ленька Пантелеев", рассказы в классе восьмом вполне увлекали. Тогда же, если не путаю - Лев Кассиль.
Чарская еще.
Гм... еще Солженицын в старших классах разве что.

А так увлекала зарубежка.

URL
2015-06-12 в 17:58 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
Стругацких, кстати, можно было бы включить в школьную программу. По степени влияния на умы они ничем не хуже "Что делать?" Чернышевского.
И Пелевина. Пора уже. "Поколение П" старше, чем нынешние школьники -- считай классика.

2015-06-12 в 18:19 

lirics
I understand. I just don't care.
Класса с 7-го регулярно перечитывала Гоголя и его "Вечера на хуторе близ Диканьки"
С 9-го начала читать Булгакова и к моменту, когда необходимо было читать МиМ, я уже заглотила томик или даже 2 (не помню уже) с фельетонами, повестями, рассказами. Особо нравились "Записки на манжетах".
Ещё хорошо вспоминается сборник готических рассказов XIX века с работами Баратынского, Растопчина, Погорельского и пр. и серия "Библиотека исторической прозы для детей и юношества". 2 романа до сих пор помню и хочу как-нибудь перечитать, это - Волков "Зодчие" и В.Иванов "Повести древних лет"
из фантастики - Стругацкие, Кир Булычев

2015-06-12 в 18:39 

Нанка
Со временем начинаю понимать, что фраза "Ты не от мира сего" — всё-таки комплимент.
Вот сижу и честно пытаюсь вспомнить, а кого же мы проходили в школе) Мы русскую литературу читали в рамках зарубежной. Кстати, вспоминая зарубежную и украинскую литературу, могу сказать, что у нас проблема была скорее в размерах произведений. Большое равнялось нудному и частым было "не читал, но осуждаю". То, что можно было посмотреть, естественно, не читалось.
А так, хорошо Пушкин читался, Лермонтов. У Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" с удовольствием читали классе в восьмом. Рассказы Чехова хорошо шли. Куприна еще и обсуждали достаточно бурно.
Помню, что лично для меня "Старуха Изергиль" Горького стала своеобразным разрывом шаблона. Я ее летом читала, выцепила из списка рекомендованной литературы, возмущалась, что детям такое задают, но читала, а потом еще и расстроилась, что на уроках ее так не затронули.
О Замятине я впервые узнала только в университете. Очень даже понравился его роман "Мы". Мне кажется, в школе хорошо зашел бы. Хотя, может, это только у нас его нету) Повесть "А зори здесь тихие" Васильева впечатлила, но читалась тоже не в школе.

2015-06-12 в 18:40 

Люблю-нимагу сказки Писахова.:inlove:

URL
2015-06-12 в 18:40 

Люблю-нимагу сказки Писахова.:inlove:

URL
2015-06-12 в 18:43 

everything_is_gonna_be_alright
oh my little sister don't shed no tears
А, Бажов ещё, между прочим. И эти - Аверченко, Тэффи, кто там ещё... нифига не помню.

2015-06-12 в 18:44 

"Самая легкая лодка в мире" Коваля, по-моему, прекрасна.

URL
2015-06-12 в 19:03 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
"Повести Белкина"? Я обожала "Барышню-крестьянку", помнится. "Вечера на хуторе близ Диканьки" вот.
Да, собственно, и "Герой нашего времени" - не знаю, может, это я питаю слабость к прозе Лермонтова, но вроде Лермонтова подростки обычно любят, кто хоть сколько литературой склонен интересоваться...
"Преступление и наказание" я никогда не любила за атмосферу горячечного бреда, но детектив же)

2015-06-12 в 19:11 

Ауренга
Ну, что толку, что у тебя нет шизофрении, вот ты и придумать ничего не можешь(с)
Домбровский! мало известен, но в детстве безумно мне нравился :) Вместе со стихами.
"Я б хотел, чтоб твой враг тебя бил до конца, чтобы он не жалел ни гранат, ни свинца, ни снарядов, ни пуль, ни железа, ни мин, чтоб ревел в его танках весёлый бензин..."
"И на башне высокой тоскуя, отрекаясь, любя и губя, каждый вечер я песню такую, как молитву, твержу про себя: "Вечера здесь полны и богаты, облака, как фазаны, горят.... На готических башнях солдаты превращаются тоже в закат. Подожди, он остынет от блеска, станет ближе, доступней, ясней - этот мир молодых перелесков возле тихого царства теней..."

Астафьев, небольшие рассказы - тоже прекрасно написаны и при этом дико, дичайше сентиментальны, как раз для девочки-подростка :) "Девушка из Лимы", например.

Алексей Толстой, конечно.

Если сказки, то есть ещё психоделический Ремизов ("Посолонь", "К Морю-Окияну").

2015-06-12 в 19:55 

Анон с простынями
Ну я так и думала, что куча народа скажет про Лермонтова)
А вообще, похоже, тенденция. Писатели, на которых влиял романтизм: Пушкин, Лермонтов, Гоголь — и писатели самого-весёлого-периода-социализма: Булгаков, Алексей Толстой, Олеша, Замятин.
Ну и Достоевский, потому что ДРАМА СТРАДАНИЯ.
Но, кстати, среди малой формы реально проще что-то такое найти, чем среди большой: тут и Бажова назвали, и Астафьева, и (рассказы) Гоголя, и Аверченко, и Тэффи.

Стругацкие и Пантелеев считаются. Но Пантелеев и сейчас в школьной программе есть.

Кстати, Домбровского я сама не читала, но собиралась. Надо будет взять его в своей библиотеке :33

URL
2015-06-12 в 20:06 

Лоторо
Марс в фуражке
Что делать? Коренным образом перерабатывать школьную программу, имхо.

2015-06-12 в 20:12 

Анон с простынями
Лоторо, ну так ни «ВиМ», ни «Обломова», ни «Отцов и детей», ни «Тихий Дон» из программы не подвинешь. То есть можно, конечно, но не нужно бы.

URL
2015-06-12 в 20:12 

Мне литература и русский в школе довольно легко давались, я без напряга читала всю программу, мне нравилось. Кроме стихов. Стихи мне были малоинтересны в принципе. До того момента, как мы дошли до Есенина. Вот он почему-то очень понравился (может потому что пару каких-то песен на его стихи на Нашем Радио слышала хз выверт подростковой психики)
кстати МиМ особенно не зацепили - а всем так нравится. Как и Стругацкие. лично мне как-то никак. хз почему. Так что я бы их в программу не взяла. Взяла бы Затворника и Шестипалого Пелевина - короткая повестушка, похожа на притчу. т типа про жывотных - всем нравятся истории про зверьков > % )

URL
2015-06-12 в 20:14 

Лоторо
Марс в фуражке
Вот вспоминаю школу. У нас в девятом классе случайно оказался педагог из литлицея (был у нас такой). Так вот. Благодаря ей все прозиведения за 9 класс - от Грозы до ПиН, Обломов и Отцы и дети оказывались настолько интересными, что у нас даже троечники писали сочинения - аж пыль столбом стояла. Она умела ставить вопросы, приближать ситуацию к современным реалиям, научила нас анализировать текст, думать. Народ её слушал, открыв рот, на семинарах друг друга перебивали, все работали, всем до единого было интересно, а у нас ведь был хим-био класс.
Так что, видимо, дело в преподавании, а не только в произведениях.

2015-06-12 в 20:53 

Кикимора Лимнатис
Veni, vidi, fugi.
Плюсую к прозе Пушкина и Гоголю. Последнего на фоне любви к «Вечерам» чуть ли не всего прочитала где-то в классе седьмом.
Еще лично мне Фонвизин нравился. Весело, интрига есть и никаких страданий и зауми.

2015-06-12 в 21:11 

Ruru4chi
terrible
Интересных книг много - все в программу точно не добавить. Да и из того, что уже есть в программе из классики, немало интересных произведений. Если память не изменяет, Гоголь, Пушкин и Лермонтов легко пошли у одноклассников - с большим интересом читали и обсуждали. Островский тоже легко пошел. Но это, во-многом, от преподавателя и его подачи зависит. Наша преподавательница, чтобы заинтересовать, показывала экранизации. Если не было экранизаций, то урок строился на обсуждении - оценки по активности в дискуссии ставились. "Война и мир" нас даже поляризовала:laugh: Обсуждение было очень живое, то есть большинство прочитали и заинтересовались достаточно сильно, чтобы активно спорить. А вот "Тихий Дон" прочитали человек пять из класса (с учетом меня). Экранизация (1958) многим понравилась, но книгу всё равно не осилили.

А вообще я сходила и посмотрела список обязательной литературы на лето для 11 класса, и я теперь в глубокой печали. Я искренне люблю двадцатый век. На мой взгляд, он не менее богат на интересные произведения и направления. Но в этом списке ничего не представлено толком - выборка очень скудная. С такой программой двадцатый век действительно унылым вырисовывается.

В неё, как минимум было бы хорошо добавить:
- более подробное освещение Серебряного Века (не только поэзию, но и романы - "Петербург" Белого, "Мелкий Бес" Солгуба);
- рассмотрение творчества эммигрантов разных волн (Набокова и Бродского - обязательно);
- произведения Стругацких, Замятина, Ильфа и Петрова, Олеши (они, плюс ко всему, ещё и интересные);
- рассказ о направлениях! Я понимаю, что постмодернистов в школе не будут давать, но хотя бы познакомить с понятиями модернизма и постмодернизма нужно обязательно.

Хорошо бы ещё из критики и литературоведения Лотмана и Шкловского давали вместо помимо Белинского и Ко.

В общем, ещё много чего нужно добавить, но я что-то в печали теперь. Даже Набокова нет. Я молчу про то, что зарубежную литературу не дают совершенно, но так и свою недодают! И ведь теперь из-за ЕГЭ, наверное, вообще по тестам муштруют, а не по текстам. :depress:

2015-06-12 в 21:29 

У нас народ в классе увлекся литературой, когда сменилась учительница. Как вспомню, какие устраивались баталии по "Господину из Сан-Франциско")) Со старой учительницей классику мутотенью считали все.
Я бы в программу класса седьмого-девятого добавила бы Кассиля (только не Кондуит, а "Дорогие мои мальчишки" - я их до сих пор иногда перечитываю), Крапивина и Искандера ("Сандро из Чегема" можно читать с любого места, не обязательно всю книгу, пары эпизодов хватит).
А у достоевского меня намного сильнее поразил "Игрок", чем ПиН. Мне кажется, он по поднятой проблематике ближе современным школьникам.

2015-06-13 в 07:02 

Shikky-chan
Шиппер крэка 85 лвл
Помнится, конкретно у меня хорошо пошли Грибоедов, Пушкин, Лермонтов ("Демон" был чудным выбором для неокрепшей подростковой психики :heart: ). Как-то на внеклассное чтение задали рассказы Мопассана, тоже хорошо пошло. О, Генри всегда был популярен среди нашего класса. Уайльд мне очень заходил, правда, в подростковом возрасте "Как важно быть серьезным" нравилось больше "Портрета Дориана Грея". "Преступление и наказание" мы с одноклассниками читали на фоне просмотра "Death note", так что книга пошла живо и влет :laugh: "Войну и мир" у нас мало кто осилил, но лично мне зашло почти все кроме второго эпилога. "Мастер и Маргарита" — это вообще вечная любовь. "Белые одежды" Дудинцева нам тоже давали, и тоже с успехом. Рассказы Алексина в ту пору неплохо пошли. "Маленького принца", имхо, стоило бы включить в программу, там же каждый возраст вычитает что-то свое. Кстати, "Тартюф" Мольера и пьесы Шекспира нам давали, тоже было здорово. Рассказы Марка Твена я откопала сама.
А вот "Тихий Дон" у нас не осилил никто, да и в параллельном классе нашлась всего пара героев, прочитавших книгу целиком. Ильфа и Петрова я пробовала зачесть, но сатиры не поняла, так что по-настоящему оценить их получилось значительно позже. То же самое с АБС.

2015-06-13 в 12:30 

У меня как раз Тихий Дон хорошо пошел. Все герои идиоты, зато полотно масштабное и много всего происходит - я о своей школьной оценке. Поднятая целина, кстати, тоже отлично пошла, я ее со вкусом на лит-ре в 11 классе препарировала как издевательство над большевиками.
Булгаков - да. Не только МиМ, Дни Турбиных еще очень люблю, именно пьесу.
Ильф и Петров.
Достоевский нет, потому что от религиозных мудовых рыданий меня уже тогда тошнило. Толстой тоже нет, и специально его открыла в тридцать, ничего не изменилось. Как был напыщенным мудаком с очень сомнительным слогом, так им и остался.
Герой нашего времени вообще отлично. Искренне жаль, что Лермонтов рано умер, поэт подражательный, а прозаик мог быть отменный.
Пушкин на безрыбье все же, на фоне Жуковских и Грибоедовых, но стихи это вообще мой бич, я и поэзия посчти несовместимы. Пушкин-прозаик лучше, но, как говорят, не мое.
Тургенев - только Накануне, Гончаров - отличная Обыкновенная история, какой там у гг дядя!
И да, искренне нравились советские писатели вроде Шукшина, Распутина, Астафьева. Мне было интересно их читать. Протащилась от Трифонова, его Старик, особенно от линии о гражданской войне, подача информации там такая, блищкая нежно мной любимым ирландским авторам.
Симонов, Живые и мертвые - рыдала от ужаса, а оторваться не могла.

URL
     

Бешеный филолог

главная